Что делать с аллергией от антибиотиков — лечение и симптомы у ребенка

Антибиотики уже на протяжении многих лет применяются для быстрого и полноценного лечения множества заболеваний, возбудителями которых являются микробы или вирусы. Лекарственные препараты из группы антибиотиков с рекордной скоростью обновляются, появляются средства нового поколения. Такое развитие фармацевтического рынка похвально с точки зрения науки, но не медицины. Появление такого большого количества различных видом антибиотиков приводит к возникновению такого явления, как аллергические реакции на антибиотики. Согласно медицинской статистики, большинство аллергических проявлений на воздействие лекарственных препаратов вызывают именно антибиотики (около 70%).

Причины возникновения аллергических реакций

Развитие любой аллергической реакции, возникшей на антибиотики или по другим причинам, происходит по определенному механизму. Аллерген воспринимается иммунной защитой в качестве опасного агента, тогда она сообщает об этом при помощи характерных симптомов вроде высыпаний, чихания, слезотечения, удушья и прочее, т. е. возникает аллергия. Причем не имеет значения, несет ли аллерген действительно угрозу для жизнедеятельности или нет.Синдром Лайела или эпидермальный некролиз

 Наибольшее число случаев аллергии от антибиотиков связано с препаратами вроде цефалоспоринов, пенициллинов или сульфаниламидов.

Спровоцировать аллергическую реакцию на антибиотики может масса факторов, связанных с особенностями организма, генетической склонностью, наследственной предрасположенностью и пр. Кроме того, возникновению аллергии от антибиотиков могут способствовать частые курсовые приемы конкретного препарата, длительное лечение и использование больших доз антибиотических инъекций. Также аллергия на антибиотик часто возникает на фоне какой-либо вирусной инфекции.

Симптоматика антибиотической аллергии

Антибиотики способны вызвать у пациентов весьма разнообразные реакции и симптомы, вплоть до развития анафилактического шока. Потому в случае, если вы принимаете антибиотик впервые, внимательно следите за своим состоянием, особенно тогда, когда лечить подобными препаратами предстоит детей.

Для детей наиболее характерны проявления аллергии от антибиотиков местного характера, затрагивающие отдельные кожные участки, тогда как для взрослых аллергиков характерны общие симптомы, охватывающие весь организм.

В целом местные симптомы (проявляются на кожном покрове) аллергических реакций на антибиотики схожи с прочими проявлениями аллергии и представляют собой следующее:

  • Высыпания, покрывающие определенные участки кожи, имеющие различную локализацию и площадь покрытия;
  • Крапивница, частый спутник аллергии от антибиотиков, характеризующийся зудящими ярко-красными пятнами, часто склонными к слиянию в более крупные локации;
  • Фотосенсибилизация, проявляющаяся покраснениями кожных участков после того, как на них попал солнечный свет, часто сопровождается заполненными жидкостью везикулами и нестерпимым зудом;
  • Отек Квинке (см. фото) обычно проявляется как аллергия с сильной отечностью определенных участков тела после того, как пациент принял антибиотики, зачастую сопровождается распирающим ощущением и сильным зудом, гиперемией участков, затронутых отечностью. Такой синдром нужно срочно лечить, поскольку отек может перейти на гортань и вызвать удушье.Острая крапивница

Симптомы общего характера при аллергии от антибиотиков встречаются реже и считаются тяжелыми формами аллергических проявлений:

Синдром Лайела или эпидермальный некролиз

Подобные симптомы связаны с появлением на коже больших пузырей, содержащих прозрачную жидкость. Пузыри склонны к самостоятельному вскрытию, после чего на их месте образуется рана, с поверхности которой полностью слезает кожный покров (см. фото). Если подобные проявления не лечить, процесс может привести к инфицированию.

Медикаментозная лихорадка

Подобное состояние может возникнуть после недельного приема лекарственных препаратов у ребенка в результате аллергии от антибиотиков. Характеризуются такие аллергические симптомы резким подъемом температурных показателей, вплоть до 40°С, длится такое состояние несколько суток и проходит после отмены лекарства.

Сывороточноподобный симптом

Довольно частая реакция на антибиотики, проявляющаяся обычно после того, как больной прекратил принимать антибиотик. Обычно у ребенка такая аллергия сопровождается суставной болью, кожными высыпаниями, повышением температуры и увеличением лимфоузлов.

Синдром Стивенса-Джонсона

Зачастую проявления аллергии от антибиотиков обуславливаются кожными мелкими высыпаниями (см. фото), высокой температурой и воспалительными процессами на слизистых оболочках.

Анафилактический шок

Для возникновения подобной аллергии от антибиотиков характерно мгновенное развитие (максимум через полчаса с момента, как был принят антибиотик). Подобный синдром сопровождается резким падением давления, гиперемией и зудом кожи, высыпаниями, отечностью гортани, вызывающей затруднения дыхания. Лечить такое состояние необходимо незамедлительно, поскольку оно может привести к смерти.Синдром Стивенса-Джонсона

Как лечить аллергические проявления на антибиотики

Лечение аллергических реакций на антибиотик предполагает предотвращение дальнейшего поступления аллергена в организм. Проще говоря, предполагаемый аллергический антибиотик должен быть отменен. Подобное лечение уже приведет к стиханию симптомов, которыми характеризуется аллергия. В дальнейшем показано лечение симптоматического характера.

Аллергическая реакция на прием препаратов антибиотического действия может возникнуть не только при применении лекарства внутривенно или внутрь, но и при местном его использовании в виде мазей, например, мазь Неомицин.

Если аллергия, возникшая на антибиотики, приобрела серьезные масштабы, показано лечение антигистаминными средствами и глюкокортикостероидными препаратами, снижающими количество высвобождаемого гистамина. Иногда аллергологи рекомендуют делать плазмаферез, гемосорбцию и прочие методики. В редких случаях показано применение гипосенсибилизации, которую рекомендуют делать в случаях, когда больному жизненно необходимо лечение именно тем антибиотиком, вызывающим аллергические приступы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.